«Город и город» – (англ. The City & The City by China Miéville) ещё один современный роман, снова фантастика и снова написана, как по мне, не сильно интересно. За необычной идеей и стильными набросками скрывается отсутствие деталей и частая нелогичность повествования. Любители приписывают это стилю автора, который оставляет много места для воображения, однако, мне кажется, что тут очень важно не потеряться. Роман занимает место где-то между “оставить место для анализа читателя” и “написать слабо связанную искусственную шелуху”.
В начале романа автор напускает таинственности и не пытается объяснить, что происходит. Вводит мистические проломы, тотальную слежку и таинственную тайну. При этом герои романа прекрасно понимают, что происходит, но читатель, ограниченный искусственно, оказывается в постоянном состоянии непонимания. Забавно, но как только тайна снимается, то никакой мистики и не остаётся. Остаются вопросы к логичности да и необходимости существования идеи, выдуманной автором.
Отдельно мне кажется стоит сказать про описание, характеры героев и диалоги. Автор не утруждает описанием героев и я не помню ни одной отличительной черты героев с которыми я провёл столько времени. Разве, что образ главного героя – типичный полицейский из сериалов.
Диалоги это вообще самая слабая сторона. Мне иногда даже приходилось перечитывать места, где я не понимал, что случилось с одним из героев. Моменты вроде, где несколько человек общались, но один их них ничего не сказал, и потом вообще не ясно чем он там занимался. С другой стороны, в диалогах используются выражения на латыни. Когда говорят их местные гопники, выглядят это так искусственно, что мне становится жалко за автора, который не нашёл лучше места, чтобы их использовать.
Про качество детективной истории мне сложно сказать, т.к. я не много их читал. Не сказать, что история остросюжетная. Мне не понравился сам стиль расследования. Книга и не удивляет поворотам и не даёт крючки и подсказки для самостоятельного анализа. Выражения вроде “проверил в Интернете” мне кажутся смешными и не соответствующими серьёзности Борлу. Потом полиция получает сведения от случайного звонка или надавив на кого-то. Так банально и неинтересно. Зато в финале Борлу выдаёт монологи, где непонятным образом соединияет что-то в свою правильную версию.
Я с удовольствием забросил бы роман если бы он не был книжкой на декабрь для книжного клуба. Чтож, дочитав я могу сказать, что ничего в ней не поменялось. Автор добавляет множество не связанных деталей и не утруждает рассказать что-то действительно важное для истории. Отдельно я смеялся от упоминания работы с Интернетом и Windows.
Мы склонились над его компьютером. Я смотрел, как он пользуется Windows – у него была более современная версия, чем у меня.
Реально версия Windows Это единственное что там было важно заметить?
Или ещё больший, прямо срам:
Он привел меня в компьютерную комнату. Компьютер был похож на 486-й или что-то столь же древнее, операционную систему я не узнал – это был какой-то самодельный клон Windows, но процессор и подключение были очень быстрые.
Что такое компьютер похожий на 486ой? Как-то герой его представляет? Ну и быстрый процессор… Так и хочется сказать, “не забудьте выключить процессор” 😉
Чтобы прочувствовать уникальный авторский стиль, вот вам типичный диалог
Глубокий вдох, выдох. Я остановил машину и, прежде чем поехать в штаб, купил нам кофе в новом заведении. «Американо», к отвращению Корви.– Я думала, что вам нравится «ай-тюрко».– Да, но любовь к «ай-тюрко» уступает безразличию.
Вот у меня возникает несколько вопросов. Для чего автор купил кофе в новом заведении? Зачем он купил “Американо” если он его не любит? Как он мог купить кофе для напарницы не спросив её и выбрав тот, который она не любит. Мне кажется всё в этом диалоге искусственное, разрушающее повествование и превращающее его в набор авторских идей.
Кроме того по самому сюжету. Я не могу принять, что Пролом такой вездесущий. Толи он за всем следит, тогда почему что-то пропускает!? Если он за всем следит, тогда какими методами это возможно? Как выяснилось сотрудники Пролома – обычные люди.
Как так они могут удержать порядок? Мне сложно представить, что столь большая, секретная и супер организация может соседствовать рядом с обычным городом и из него же произрастать.
Ну и если пролом не так вездесущ, стоило ли таскать труп через границу, когда его можно было физически перекинуть в другой город, как они делали с артефактами ( но тут я уже запутался в мотивах, может им и правда надо было границу пройти).
В начале книги у меня ещё возникали идеи параллельных городов в разных вселенных. Даже возникла мысль, что с некоторыми людьми я живу в таких параллельных вселенных, когда мы физически друг друга не понимаем. Да, в 2024 даже на одном языке общаться бывает сложно.
Или вот при обсуждении книги мне понравилась идея, что часть людей мы физически умеем развидеть в реальной жизни. Например, когда мы не обращаем внимание на попрошаек на улице или когда в супермаркете, выбирая покупки, не смотрим на других покупателей, замечая лишь их очертания.
Правда все эти замечательные образы и идеи не используются в книге 🙂 А потому, я не считаю, что тут есть большая заслуга автора, написавшего роман.
Я даже успел посмотреть первую серию сериала по этой книге. Сериал вышел намного более живой, чем книга. Много лишней пустой болтовни там выкинули, а героям дали отличительные черты и смотреть это намного приятнее чем читать.
Вот короткое интервью автора мне понравилось. Мьевиль прямо говорит, что играл в детектив. Мне этот его опыт не понравился, но среди заядлых читателей книги Мьевиля занимают высокие рейтинги, что ж похоже тут очень много популярной популярности. Я пока не готов знакомиться с другими его работами.
Может если бы я покупал книгу за полную стоимость в момент выхода, мне было бы жаль денег и я сказал что-то ещё хорошее, чтобы оправдать неудачную покупку. Именно поэтому мне намного проще сказать, что книга слабая и стиль автора – на любителя. 4 из 10.